Панорама: ...ну-с, я обещал вам, что покажу лестницу в порт?!.
Давайте, спустившись с баллюстрады Археологического музея, обогнем угол здания и пройдемся вниз по Ланжероновской метров сто-сто пятьдесят!.. Вы спросите: - А что, здесь, такого?!. А я, отвечу: - Шалишь, брат!.. Мы увидим многие интересные вещи, о которых, вы бы, не одесситы, и не знали, если о них вам не расскажут!.. Итак, с чего начнем?! Буду говорить, как вещают представители маленького, но гордого племени горластых уличных одесских гидов: слева, вы видите здание уникального Литературного музея. Это один из крупнейших литературных музеев мира. Здание, в котором расположен Одесский Литературный музей, было построено в середине XIX века по проекту архитектора Людвига Оттона. Дворец принадлежал представителю высших кругов русской аристократии, одному из первых граждан Одессы князю Дмитрию Ивановичу Гагарину и его жене Софье Петровне. Интерьеры дворца поражают неожиданным сочетанием стилей, - классицизм, барокко, ампир, характерным для юга Российской империи середины прошлого века и названным "вольной южной эклектикой". В 1898 году городская дума, арендовавшая дворец у Гагариных, испытывавших материальные затруднения, передала здание Одесскому литературно-артистическому обществу, которое объединяло писателей, художников, музыкантов и актёров. Заседания и вечера Общества проводились по 1903 г. Здесь выступали и читали свои произведения выдающиеся писатели Генри Лонгфелло и Иван Бунин. Здесь также выступала великая украинская актриса Мария Заньковецкая, производил огромное впечатление на публику своими выступлениями и статьями Владимир Жаботинский — сионист, будущий идеолог создания государства Израиль. Ежегодно музей посещают от 90 до 100 тысяч человек. Помимо постоянно действующей экспозиции, в музее регулярно проводятся выставки, посвящённые юбилеям писателей, а также литературные вечера, концерты классической и джазовой музыки, презентации книг, конференции. До переезда в Москву в музее работала Марина Лошак, назначенная в 2013 г. директором ГМИИ им. Пушкина. О, как!..))) Одесский Литературный музей - это одновременно и музей истории книги, и, отчасти, мемориальный музей, где представлены личные вещи писателей, но в то же время - музей истории литературы и культуры города. Музей представляет более трехсот писательских имен, чьи судьбы и творчество были связаны с Одессой— от И. П. Котляревского, А. С. Пушкина, А. Мицкевича до Г. Белля, Ж. Сименона, Б. Л. Пастернака. Наряду с великими создателями литературы— Н. В. Гоголем, Л. Н. Толстым, М. М. Коцюбинским, Лесей Украинкой, Шолом-Алейхемом, А. П. Чеховым, И. А. Буниным, И. Я. Франко, А. А. Ахматовой, И. Э. Бабелем, И. А. Ильфом, Е. П. Петровым, В. П. Катаевым, М. Г. Кулишом, представлены многочисленные авторы так называемого «второго ряда», сыгравшие немаловажную роль в становлении отечественной культуры. Двадцать залов музея, расположенных анфиладой на двух этажах дворца, в хронологической последовательности повествует об истории литературной Одессы. Образ каждого зала передает атмосферу жизни города в определенном отрезке времени, раскрывает тайны, легенды и реальность «жемчужины у моря». Ну, а теперь, посмотрите прямо и направо: вы увидите то, что является болью и горечью одесситов - часть здания в мавританском стиле и здание, уходящее вверх по Ланжероновской. Это здания бывшего, уже, Управления Черноморским морским пароходством, старейшего пароходства на Чёрном море и крупнейшей судоходной компании в мире, начинающей свою историю во времена Российской Империи, когда в 1833 году было создано акционерное Черноморское общество пароходов для установления постоянных сношений между Россией и Османской империей. Базовый порт пароходства — город Одесса. Начиналась славная история этого уникального морского судоходного предприятия 16 мая 1833 года: при поддержке М. С. Воронцова и Е. Ф. Канкрина император Николай I одобрил создание сроком на десять лет акционерного общества для установления постоянных сообщений между Одессой и Константинополем посредством пароходов. Так появилось на свет «Черноморское общество пароходов» — родоначальник Одесского Черноморского морского пароходства, а Одесса стала «южным морским окном» России на Запад. Было решено, что пароходная флотилия акционерного общества будет состоять из трёх судов: «Невы» и строившихся в Николаеве пароходов «Император Николай» и «Императрица Александра». Из них два парохода предполагалось использовать для почтовых перевозок и один для буксировки русских парусников в Босфоре. Непосредственным организатором «Черноморского общества пароходов» был одесский градоначальник действительный статский советник Алексей Ираклиевич Левшин. Один из достойных сотрудников В. С. Воронцова, он много сделал для развития города. В правление общества вошли известные одесские предприниматели И. С. Ралли, К. Ф. Папудов и П. Пуль, представлявший там торговый дом Штиглица. На первых порах пароходы ходили в Константинополь нерегулярно и приносили акционерам вместо доходов одни убытки, так как затраты на их содержание и ремонт не окупались. Несмотря на первоначальные трудности первое в истории юга России морское пароходство продолжало функционировать: так, в 1838 году пароходы «Нева», «Император Николай» и «Императрица Александра» совершили 23 рейса из Одессы в Константинополь и обратно. Подводя итоги десятилетней деятельности «Черноморского общества пароходов» М. С. Воронцов возглавил в 1842 году разработку «Положения об учреждении регулярных сообщений посредством пароходов в Чёрном и Азовском морях», утвержденного царем 23 февраля 1843 г. Главной целью была заявлена поддержание регулярного почтового и пассажирского сообщения между Одессой и Константинополем, а также между черноморскими и азовскими портами. Во время Крымской войны черноморский торговый флот понёс потери: в частности, в исправном состоянии оставалось восемь паровых судов. В сложившихся условиях деятельность Одесской экспедиции не возобновлялась. Вместо этого для развития регулярного, или срочного, пароходного движения на Чёрном море в 1856 году на её основе было создано акционерное общество: «Русское Общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ). Одесская главная контора общества разместилась в бывшем дворце И. О. Витта на ул. Ланжероновская в здании, вход в которое вы видите перед собой. Правительство выдало обществу РОПиТ крупный заём и пятилетнее разрешение на беспошлинное приобретение судов за рубежом. В 1857 г. РОПиТ закупил в Англии пять пароходов, первым из которых прибыл в Одессу пассажирский колесный пароход «Николай», судно способное принять на борт 200 пассажиров. В дополнение, РОПиТ приобрел у прекратившей свою деятельность «Новороссийской пароходной экспедиции» суда «Херсонес», «Андия», «Дарго», «Дунай», «Таганрог» и «Граф Воронцов». После всех приобретений к концу 1857 года РОПиТ обладал флотом в 17 пароходов, что позволило ему не только начать гарантированное правительством срочное пароходное сообщение между черноморскими и азовскими портами, но и открыть международную линию Одесса — Константинополь — Марсель. Параллельно, во Франции был подписан контракт на постройку четырёх железных пароходов: трёх винтовых и одного колесного («Великий князь Константин», «Колхида», «Эльбрус» и «Керчь»). В целом, новое пароходное предприятие, продолжая традиции «Черноморского общества пароходов» и «Новороссийской пароходной экспедиции», хозяйствовало успешно: адрес-календарь за 1866 год помимо агентов «на линиях речных, Чёрного и Азовскаго морей», перечисляет агентов на «линиях Средиземного моря» и «линии Атлантического океана». В 1901 г. английские и американские газеты сообщали, что черноморский флот общества РОПиТ состоит из 72 пароходов водоизмещением в 67 654 регистровых тонн. Всего в это время торговый флот Российской империи насчитывал 745 пароходов различного класса общим водоизмещением 364 360 тонн, из них — 316 пароходов было приписано к черноморским и азовским портам. Создание РОПиТ упрочило регулярное торговое сообщение Одессы с иностранными портами, увеличило коммерческое движение на внутренних черноморских и азовских линиях и ускорило реконструкцию и благоустройство портов Азово-Черноморского бассейна. Развитие срочного пароходства имело помимо экономического ещё и общественное значение: получил развитие экскурсионный туризм в Крыму и на Кавказе, а также произошёл всплеск интереса к паломничеству в святые места Палестины и Афона. В конце XIX — начале XX веков торговые судоходные предприятия в Российской империи появлялись и исчезали, но в то же время утвердилась устойчивая обойма пароходств. Из крупных с долевым участием государства — на юге России кроме РОПиТа активно работали: Пароходное общество «Добровольный флот» (известное как Доброфлот), Азово-Черноморское Пароходное Товарищество (основатель И. Я. Древицкий), Русско-Дунайское Пароходное Общество, Акционерное общество «Русско-Восточно-Азиатское пароходство», Русское Общество Коммерческого Пароходства, а из частных — «Пароходство Фальц-Фейнов», «Буксирное пароходство Анатра», «Мишурес и сыновья» и др. Любой уважающий себя российский судовладелец имел в Одессе свое представительство, управление или контору, а Одесский порт, стал базовым для сотен пассажирских и товарных пароходов различного назначения. Из поколения в поколение одесситы передают истории, связанные с дореволюционными пароходами и их владельцами. Такие как, например, о легендарном буксире «Смелый», который из-за туч выпускаемого дыма именовали «Пожар в бане». Или об отличавшимся неимоверной скупостью и всегда носившим всю документацию с собой в портфеле судовладельце Шае Крапотницком. Именно ему принадлежал старый колесный пароход «Тургенев», ходивший на линии Одесса-Аккерман и увековеченный Валентином Катаевым в повести «Белеет парус». История Черноморского пароходства может занять не один том исследований и исторических материалов. Накануне распада Советского Союза Черноморское морское пароходство было мощнейшим в Европе и одним из крупнейших в мире. В его составе находилось около 380 судов различного класса. В это число входили: 21 пассажирское судно общей вместимостью 12 тыс. пассажиромест, обслуживающих 14 океанских и 20 внутренних линий; 260 современных универсальных судов различных классов, водоизмещением 5 млн тонн. Наряду с Дальневосточным морским пароходством, оно было одним из ведущих в морском флоте СССР, который на 1 января 1990 года состоял из 17 пароходств, 1800 судов общим дедвейтом 22,4 млн т, 67 портов и 26 судоремонтных предприятий. История Черноморского морского пароходства, в котором работало только плавсостава (моряков) около 45 тысяч человек, стремительно закончилась с распадом СССР. За пять первых лет "нзалэжности и самостийности", "успешными мэнеджерами и бизнес-мейкерами" были полностью уведены в офф-шоры под иностранные флаги и переданы под управление иностранным компаниям и гражданам, все морские суда пароходства. Пароходство лишилось за пять лет всего своего флота. И этого было, мало! Недвижимость и имущество Черноморского пароходства было разграблено, приватизировано, перепродано и пароходству пришел физический конец! Сегодня Черноморское морское пароходство осталось существовать только в воспоминаниях моряков и его бывших работников...