Панорама: ...осень на Жуковского угол Ришельевской.
Эта улица получила свое первоначальное название благодаря Одесской Почтовой Конторе, которая в начале 19 века размещалась на месте нынешнего дома № 33. В 1823 году контора переехала в дом на углу Екатерининской, а сама улица вскоре стала именоваться Почтовой. Почти через 100 лет, 29 января 1902 года, в связи с 50-летием со дня смерти русского поэта Василия Андреевича Жуковского, Одесская городская Дума постановила отныне именовать Почтовую улицей Жуковского, и это название осталось за ней до наших дней. К середине 19 века Почтовая неожиданно приобрела славу крупного делового центра Одессы: в доме № 11 на углу Польской улицы, построенном по проекту архитектора В.Мааса, открылась контора Государственного банка, а также сберегательная касса. Однако уже к концу 19 века Почтовая «гремела» как улица, на которой располагались довольно престижные учебные заведения: три женских гимназии (дома №№ 22, 34, 39), два женских училища (дома №№ 13 и 15), городское начальное училище № 26 (дом № 40), зубоврачебная школа (дом № 30) и … Херсонская духовная семинария. Не меньшую славу ей снискали представительства различных зарубежных фирм, специализировавшихся на производстве, механических изделий, преимущественно, сельскохозяйственного предназначения. Так, в доме № 33 разместилось представительство всемирно известной фирмы «Отто-Дейц», торгующее двигателями различных модификаций и мощностей. В доме № 9 «квартировало» представительство не менее известной фирмы «Альфа Нобель», а в доме № 15 уживались представительства американской фирмы «Аванс», «Герлацкого завода» и «Коломенских машиностроительных заводов». Дом № 10 славился находившимся здесь отделением фирмы Ж.И. Кейс, которое торговало как новомодными автомобилями, так и тракторами, молотилками, плугами и прочими сельскохозяйственными агрегатами. Помимо этого, как и большинство одесских улиц 19 века, Почтовая имела множество различных торговых заведений, где жители близлежащих домов могли приобрести все необходимое ­ от продуктов питания и галантереи до домашней утвари, мебели и предметов роскоши. Причем, мелкие лавочки в начале улицы ближе к Тираспольской площади сменялись крупными торговыми центрами. Одной из достопримечательностей улицы являлась знаменитая на всю Одессу аптека «Ю.Лемме и Ко», которая помещалась в доме № 20 с 1860 года и славилась широким ассортиментов медикаментов, доставляемых сюда чуть ли не со всех стран мира. Еще более торговля оживилась на Почтовой после запуска в июле 1880 года линии конки, которая начиналась от улицы Ришельевской, а позднее была достроена до Тираспольской площади. Улица Почтовая непосредственно связана связана с именами многих знаменитых людей своей эпохи. В женской гимназии мадам Шольп, размещавшейся в доме № 39, училась юная Вера Инбер, которая в послереволюционные годы проживала на этой же улице в доме № 5. А в доме № 27, где с 1887 по 1913 годы квартировал библиограф Михаил Комаров, часто останавливалась Леся Украинка. Видимо, в честь этого много лет спустя в доме № 38 разместился Дворец культуры строителей ее имени. А в доме № 43, в семье логопеда Копа, с 1901 по 1903 года проживал писатель Владимир Жаботинский. Революция 1917 года внесла свои коррективы в развитие улицы Жуковского. Дома сменили владельцев и, в большинстве случаев, свое функциональное предназначение, превратившись в скопище бесчисленных коммуналок. Не меньшие потрясения пережила улица и в годы войны, когда чуть ли не каждый 5 дом оказался разрушенным, и впоследствии на их местах появились монументальные и безликие строения послевоенной эпохи. Однако именно в доме № 38, некогда принадлежавшем Одесско-Херсонской епархии, в годы немецко-румынской оккупации в подвальном помещении подпольно действовала студия одесского радио, откуда транслировались передачи на 10 различных языках. Сегодня улица Жуковского существенно отличается от той, которой ее знали одесситы несколько столетий назад. О ее славном прошлом одной из главных магистралей для транспортировки обозов с продовольствием напоминает лишь старый Новиков мост, а торговля «механическим оборудованием» в силу объективных причин и вовсе приказала долго жить. А ведь издавна процветавшая здесь торговля сельскохозяйственным оборудованием, продукцией машиностроительных, механических, литейных и прочих "железных предприятий" принесла славу этой улице по всем фабрикам и заводам дореволюционной России. Ни на одной из одесских улиц не было столь мощного скопления предприятий по торговле инновационным механическим оборудованием. Возьмем, к примеру, двигатели и моторы. Перечислим базировавшиеся на улице Жуковского представительства и отделения. "Аванс", Америка — дом № 15, "Альфа Нобель" — дом № 9, "Бадения", Вейнгейм — в № 16, "Юолиндер", Швеция — № 15, "Бриглеб", Гота — № 15, "Вольф", Магдебург — № 28, Герлацкого завода — № 15, "Кеймо и компания", Лилитт — № 12, Коломенских машиностроительных заводов — № 15, "Отто-Дейтц" — № 33, "Саксенверк", Нидерселиц — № 12. Торговля той же продукцией осуществлялась по той же улице, в домах №№ 9, 14, 15, 29, 33 и 36. В № 33 находилось представительство всемирно известной фирмы — акционерного общества завода двигателей "Отто-Дейтц", выпускавшего "нефтяные двигатели по принципу Дизеля, газогенераторные, керосиновые и другие". Двигатели от "Отто-Дейтц" правомерно было назвать универсальными, ибо они использовались на фабриках, заводах, в мастерских, на мельницах, электростанциях и проч. К 1914 году АО поставило на рынок порядка 120 тысяч двигателей мощностью от 0,5 до 2000 лошадиных сил. На I Всероссийской мукомольной выставке 1909 года в Санкт-Петербурге фирме была присуждена высшая награда — большая золотая медаль. После чего "Отто-Дейтц" поставил в Россию около 7000 двигателей. Представителем фирмы в Одессе, обретавшимся здесь же, на Жуковского, № 33, был предприниматель К. Винанд. Столь же славен в данной отрасли промышленности и дом по Жуковского, № 10. Здесь помещалось фабричное отделение авторитетной фирмы Ж.И. Кейса. В ассортименте предлагались "нефтяные тракторы, паровые самоходы, локомобили, молотилки, паровые катки, кукурузные молотилки, паровые плуги, прессы для сена и соломы, воздушные элеваторы" и прочее. Но что пользовалось наибольшим спросом, так это автомобили. Товарищество Ж.И. Кейса успешно реализовало автомобили "Мулаг" и "Кейс", здесь же находилась мастерская по их ремонту, обслуживанию, замене шин. Автомобильным бизнесом занимался одесский представитель фирмы, известный предприниматель и знаток инженерного дела Сергей Иванович Филиппов. Автомобили и автофургоны "Форд", автомобили и автобусы "Уайт" плюс грузовики "Грамм" реализовал "представитель для юга России А.И. Гомберг" через офис опять-таки по улице Жуковского, № 19. Для полноты картины заметим, что на улице Жуковского (Почтовой) насыщенная промышленная торговля была представлена, кроме всего прочего, электротехническими товарами (магазин Н.А. Корсака в доме № 42), зеркалами (инженер И.С. Рабинович — дом № 23), ситами (крупнейшая в городе торговля проволочно-гвоздичного Киевского завода, дом № 12), лампами всех типов (И. Собецкий, А. Пишаевский, П. Кузьминский, дом Шполянского, № 21), музыкальными инструментами (С. Эмерих, дом № 31), дезинфекционными аппаратами (магазины в домах №№ 15, 20 и 36), винами (В. Зейлингер — в доме № 37, И. Бауэр — в доме № 45), аптекарскими материалами (Лемме и Кронштейн, дом № 18) и др. На снимке большой дом слева это бывшее "Представительство для Юга России Гомберга" торговавшее по всей Новороссии продукцией Форда и Уайта... Про эту улицу и известных людей населявших ее в разные годы можно много рассказывать, т.к. ее история Почтовой-Жуковского неразрывно связана с историей самой Одессы.